Хабаровск православный Журнал Димитриевская суббота – день памяти защитников Отечества

Димитриевская суббота – день памяти защитников Отечества

Жуков Василий

26.10.2006

Православная Церковь на протяжении всей своей истории была молитвенницей за своих усопших чад. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12:27) – свидетельствует Священное Писание, и Церковь, молясь Богу за своих «в мире почивших» чад, свидетельствует миру единство всех своих членов, живших во все времена ее существования. История богослужебного поминовения усопших в Церкви восходит еще ко временам апостольским, и эта традиция, эта живая связь времен ни разу не прерывалась. Со временем эта традиция в Церкви претерпевала изменения; появился обычай посвящать поминовению усопших определенные дни церковного года. Такими днями в поместной традиции Константинопольской Церкви, ставшей матерью Церкви Русской, стали несколько субботних дней – Вселенская суббота, т.е. празднуемая всей полнотой Православия (за неделю до Великого поста), три субботы во время Великого поста и Троицкая (перед праздником Пятидесятницы, который иначе называют Днем Святой Троицы). Этот святой обычай был затем воспринят и Русской Церковью. Но и здесь Русская Церковь была верна своей характерной черте – создавать свои, уникальные и очень красивые обычаи.

Четырнадцатый век был истинной «годиной лихолетья» для Русской земли и Русской Церкви. Татарские рати регулярно совершали опустошительные набеги на Русь, уводя в плен множество людей, грабя города и села, разрушая храмы Божии. Но все же среди русского народа появился вождь, который сумел победить татар в сражении, определившим весь дальнейший ход русской истории. Благодаря князю Димитрию Донскому, прославленному впоследствии Русской Церковью в лике святых, и Куликовской битве через сто с небольшим лет после нее на территории разрозненных русских княжеств появилось могучее, единое Русское государство.

И в память о погибших на поле Куликовом по просьбе князя Димитрия Церковь установила день поминовения всех погибших на Куликовом поле воинов в субботу, ближайшую ко дню памяти небесного покровителя князя, святого великомученика Димитрия Солунского. Со временем в этот день стали поминать и всех усопших православных христиан. Но отношение к этому дню как ко дню поминовения защитников Родины сохранялось в русском народе на протяжении всей его истории. Так в Русской Церкви появился свой обычай, по-своему уникальный и наполненный особым смыслом.

В этот день принято вспоминать не только ратников Куликова поля, но и всех тех, кто в течение всего существования Русского государства защищал его на полях сражений. Казань и Полтава, Прохоровка и Бородино, Чесма и Сталинград – все сохранилось в памяти русских людей, и прежде всего – благодарность павшим в этих битвах за то, что еще живы мы и Россия. Но для нас, дальневосточников, важна память не только о тех, кто сражался за Россию там, на полях Европейской части России и Европы, но и о тех, кто сражался за Россию здесь, на территории Дальнего Востока.

И первое, что приходит на ум дальневосточнику и патриоту своей Родины и своего края, когда он вспоминает о героических страницах его истории, это, конечно же, осада Албазинской крепости, начавшаяся в конце XVII века и длившаяся несколько лет. Горстка защитников обороняла Албазин от в много раз превосходящих ее по численности войск противника, имея единственную надежду – на Пресвятую Богородицу, которая не раз являла чудеса и действенную помощь осажденным через Свою чудотворную икону, знаменитую «Слово плоть бысть», или Албазинскую. И именно благодаря героизму защитников Албазина, стойкости русских первопроходцев и, прежде всего, их поистине пламенной христианской вере стало возможным присоединение Дальнего Востока к России в XIX веке.

Вспоминаем мы сегодня и воинов, павших в годы русско-японской и Гражданской войн и Второй мировой, в ходе боев на озере Хасан и на Халхин-Голе. Вечная память вам, православные герои, павшие за российский Дальний Восток!

Василий Жуков


Общество