Хабаровск православный Журнал Новомученики Дальнего Востока: боголепная пятерица

Новомученики Дальнего Востока: боголепная пятерица

Иеромонах Никанор (Лепешев)

06.04.2008

Хабаровский край в 20-30 годы прошлого века славился на весь Советский Союз как одна из самых больших «провинций» огромной империи ГУЛага, не менее значимая, чем Колыма, Казахстан, Север России. Заключенные Дальневосточного «филиала» Главного управления лагерей строили города, железные дороги, добывали стратегические полезные ископаемые. Их руками был возведен нынешний флагман дальневосточного авиа- и судостроения Комсомольск-на-Амуре, построен БАМ – да-да, БАМ начал строиться еще в 30-е годы заключенными управления «Амурлаг-500», а во время  войны был разобран и переброшен на запад, для строительства железной дороги для подвоза войск и техники к осажденному Сталинграду. Тем не менее, широкая общественность о лагерном прошлом нашего региона осведомлена весьма мало, а нынешние потомки ссыльнопереселенцев и их тюремщиков – жители Хабаровска, Комсомольска, Николаевска, Чегдомына, Охотска – предпочитают не вспоминать о страшных временах. Но для нас, современных христиан, это время должно быть памятным всегда – ведь это время, когда сотнями и тысячами за веру Христову страдали и умирали святые сродники наши.

О новомучениках, просиявших в Приамурье, ныне мало что известно, хотя в таком месте, как Приамурье, где лагерей было несколько сотен, их должно быть немало. Не так давно в «Православном вестнике Приамурья» была размещена статья про новосвященномученика Феодосия (Ващинского), епископа Могилевского, но более никаких подробных изысканий о новомучениках Приамурских не предпринималось.

Оставалась еще надежда на списки новомучеников, прославленных в Русской Зарубежной Церкви. До того, как удалось их детально изучить, было известно лишь о канонизации в РПЦЗ священномученика Филиппа Распопова, служившего в с. Троицкое близ Хабаровска. Долгое время его почитание в нашей епархии было келейным, после подписания Акта о каноническом общении между Русской Церковью в Отечестве и Церковью Зарубежом ему начали молиться и в храмах. Прецедент был создан в июне 2007 года, во время миссионерского сплава по Амуру: совершая в Троицком перед церковью молебен, в него включили тропарь, кондак, запевы и молитву св. Филиппу.

При детальном изучении списка новомучеников и исповедников Российских, прославленных РПЦЗ, автором этих строк было сделано значимое для всех нас открытие – в 1981 г. Зарубежной Церковью были прославлены в лике новомучеников и несколько священников, пострадавших в нашем крае: отцы Леонид Сребреников, Серапион Черных, Димитрий Кузьмин и Леонид Куклин.

В этом году, даст Бог, во время нового миссионерского сплава, традиция будет продолжена и развита. Помолимся уже не только о. Филиппу, зайдя в Троицкое, но и священномученику Серапиону Черных, при посещении Николаевска-на-Амуре (где он служил и пострадал).

Привожу здесь краткие жития святых Филиппа Распопова, Леонида Сребреникова, Серапиона Черных, Димитрия Кузьмина и Леонида Куклина.

Священник Филипп Кузьмич Распопов пострадал за Христа в декабре 1919 года в приамурском селе Троицком (ныне Нанайский район Хабаровского края).

Родился он в Самарской губернии в 1877 (1875) г. В 1894 окончил церковно-приходскую школу в городе Бузулуке и был назначен преподавателем и псаломщиком в церковь деревни Тунисовка, Бузулукского уезда. В 1898 Филипп Кузьмич переводится в Амурскую область, где поочередно исполняет обязанности псаломщика полевой церкви в Дуйске и регента хора Градо-Хабаровского Успенского собора. Кроме того, он помогал в строительстве катехизической школы и был письмоводителем Бируканского миссионерского стана.

23 июля 1904 г. в Успенском соборе г. Хабаровска состоялось венчание Филиппа Распопова с Ольгой Николаевной Савиной. У супругов родилось семеро детей: дочери Вера, Надежда, Любовь и София, и сыновья Павел, Петр и Иннокентий.

28 января 1906 Филипп Кузьмич был посвящен в диаконы и приписан к Градо-Николаевскому Никольскому собору. Одновременно он был назначен преподавателем Закона Божьего в народной школе села Пьяновское.

8 января 1912 диакон Филипп Распопов был возведен в сан пресвитера. Свое священническое служение он начал в храме Покрова Божией Матери в деревне Вятское. В 1914 о. Филипп был назначен настоятелем храма в честь Святой Троицы в селе Троицком; в то же время о. Филипп продолжал окормление и Покровского прихода в Вятском.

23 ноября/ 6 декабря 1919 г. партизаны-анархисты из банды Якова Тряпицына и Нины Лебедевой ворвались в дом о. Филиппа, где он жил со своей матушкой Ольгой Николаевной Савиновой и пятью маленькими детьми, вытащили на улицу и поволокли к реке Амур. Внешним поводом для расправы могло послужить то, что однажды о. Филипп укрыл от красных партизан белого офицера. Его вытащили в дикий мороз, почти голого, на замороженный Амур, где в течение долгого времени оскорбляли и били, а, в конце концов, бросили в прорубь, где он и принял мученическую смерть.

Русской Православной Церковью Заграницей о. Филипп был причислен к лику святых (4).

Священник Леонид Сребренников убит на Рождество в 1919 г. в селе Лермонтовка (ныне Бикинский район Хабаровского края).

Он устраивал в школе елку для детей, а вернувшись домой, был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Лед под его ногами растаял, и след его босых стоп был виден потом несколько дней. Сделав прорубь, палачи, со словами: «Ну, водолаз, ты крестил, и мы тебя будем крестить», – нанесли о. Леониду несколько ударов кинжалом и опустили его под лед, где он был найден замерзшим (2, с. 233).

Священномученик Леонид был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Протоиерей Серапион Леонтьевич Черных, согласно версии прот. М. Польского, принял мученическую кончину 22 марта/ 4 апреля 1920 г., на Вербное воскресенье. Согласно версии исследователя А. М. Жукова, он был арестован и казнен безбожниками 17 февраля/1 марта 1920 г., в понедельник Второй седмицы Великого Поста (5).

О. Серапион родился в 1873(?) г., с 1 сентября 1894 г. стал священником Хабаровской причетнической школы. В том же году был приписан к Иннокентиевскому храму г. Хабаровска, а в 1895 г., уже в сане протоирея, назначен настоятелем Николаевского собора в г. Николаевске-на-Амуре (5).

28-29 февраля 1920 года (в субботу-воскресенье Первой седмицы Великого Поста) Николаевск был занят «лихими эскадронами» приамурских партизан-анархистов под командованием Якова Тряпицына и Нины Лебедевой. Они сохраняли контроль над городом до 31 мая того же года. Ими, как пишет прот. М. Польской, о. Серапион был спущен под лед в бухте, во время освящения вербы, прямо в облачении (1, 213; 2, 233).

Священномученик Серапион Амурский был прославлен в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Протоиерей Димитрий Кузмин и священник Леонид Куклин были в 1922-23 гг. замучены в тюремных подвалах ГПУ в Хабаровске (2, 233).

О. Леонид Куклин известен тем, что 8 августа 1917 года освятил знамя отправлявшегося на германский фронт Хабаровского женского добровольческого батальона смерти (3).

Священномученики Димитрий и Леонид были прославлены в лике святых Собором РПЦЗ в 1981 г.

Святии Новомученицы и Исповедницы Приамурстии, молите Бога о нас!

Литература

1. Польской Михаил, прот. Новые мученики российские. Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, т. I, 1949.
2. Польской Михаил, прот. Новые мученики российские. Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, т. II, 1957.
3. Попов В. Дальневосточные батальоны смерти // Приамурские Ведомости, 11/07/2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://priamurka.ru/modules/news/article.php?storyid=1412.
4. Распопов П. Ф. Священномученик Филипп Распопов // Православная Жизнь. Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, № 6 (497), июнь 1991.
5. Из личного архива Жукова А. М., со ссылкой на документ Государственного Архива Хабаровского Края И-85-46-40 А-30.

Фото: «Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, История