Хабаровск православный Журнал Об отношении к земным ценностям

Об отношении к земным ценностям

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий

09.02.2008

Безумный богач

Предшествующий период исто­рии был ознаменован духовным отступлением нашего народа от православной веры, которая все­гда была добрым фундаментом для построения полноценной, полнокровной, выражаясь светс­ким языком, счастливой жизни.

К сожалению, сегодня мы ста­новимся свидетелями и возрож­дения, и деградации нашего об­щества. Совсем недавно после­дний из названных процессов стал приостанавливаться, однако он еще не прекратился. Напро­тив, появились много­численные нравствен­ные аномалии.

Для начала я хотел бы прочитать отрывок из Священного Евангелия от Луки. Эта цитата явля­ется своеобразным конс­пектом сегодняшней встречи.

Господь сказал им притчу: у одного богато­го человека был хоро­ший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житни­цы мои и построю боль­шие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на мно­гие годы: покойся, ешь, пей, весе­лись. Но Бог сказал ему: безум­ный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же доста­нется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокро­вища для себя, а не в Бога богате­ет. И сказал ученикам Своим: по­сему говорю вам, – не заботь­тесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и ма­лейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотри­те на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, ко­торая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, пото­му что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк 12. 16-31).

В этой притче, братья и сестры, Господь Иисус Христос дает нам четкое представление о том, как мы должны относиться к матери­альным ценностям мира сего.

Многие не понимают законов духовной жизни. Они считают себя счастливыми людьми, пото­му что у них есть материальное благополучие, им не страшен зав­трашний день, ведь обо всем они, как им кажется, позаботились.

Таких людей можно сравнить с евангельским безумным богачом, который не в Бога богател, а на­деялся на свое богатство.

Это касается, братья и сестры, не только так называемых «но­вых русских», обеспеченных предпринимателей, но и каждого из нас.

Духовные ценности

Богатства бывают не только ма­териальные. Существуют также духовные ценности. Причем, лю­бое богатство без христианского смирения служит не на пользу. Например, сегодня мы знаем не­мало талантливых людей, кото­рых таланты выводят на невер­ный, опасный путь. Так и с мате­риальными благами. Не случайно Господь сказал: Трудно богато­му войти в Царство Небесное» (Лк 19. 23).

Здесь говорится не только о бо­гатстве материальном, но и о бо­гатстве духовном. Все, что Господь нам дал: таланты, способности, все мы долж­ны использовать во славу Божию. Это нисколько не лишает нас чувства удо­вольствия от жизни, счас­тья. Напротив, мы только увеличиваем себе радость жизни, если правильно ис­пользуем данные нам Бо­гом щедроты.

Бери от жизни все

Богатство, которое на­жито неправедным путем, затмевает ум, и человек начинает совершенно не­разумно использовать его – с определенной корыс­тью, для удовлетворения низменных интересов. Это зако­номерно, ведь основная цель, ко­торая сегодня проповедуется СМИ – брать от жизни все, не­смотря ни на какие препятствия. Но человек, который следует это­му принципу, в первую очередь обманывает себя. Сам Господь таких людей называет безумца­ми. Самое опасное для христиа­нина – когда целью его жизни становится приобретение мате­риальных благ. Материальные блага не являются греховными сами по себе, но пристрастное отношение к ним является гре­хом.

Человек, у которого нет духов­ного «якоря», не сможет проти­востоять воздействию на него духа маммоны – богатства. Священное Писание говорит: Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2. 19). Если мы служим богатству, зна­чит мы рабы маммоны. Если мы служим Богу, значит, мы рабы Божии.

Святые, которых сегодня Цер­ковь прославляет, это люди, кото­рые отказались от мирских бо­гатств и наслаждений. Это не зна­чит, что они совсем не пользова­лись материальными благами. Но они никогда не ставили себе це­лью материальное обогащение.

Горе миру от соблазнов

Сегодня, братья и сестры, наша жизнь внешне становится лучше, комфортнее, у нас появляются компьютеры, мобильные телефо­ны и другие дорогие вещи. Но это еще не показатель душевного благополучия и счастья. Ведь че­ловек, у которого есть богатство, особенно не праведное, боится его потерять. Это нарушает сон, здоровье.

«Горе миру от соблазнов», – говорит нам Господь. Люди, не имеющие внутреннего духовного стержня, служат соблазном для окружающих, потому что окру­жающие привыкли ценить чело­века по внешним показателям: одежде, манере вести себя в об­ществе. Причем, как правило, наше испорченное общество за­дает не всегда правильные ори­ентиры. Например, сегод­ня со сцен театров мы слышим вульгарные выра­жения, которые человеку, духовно бедному, кажутся эталоном, нормой. «А ведь это – звезда, – думает он. – Такой человек для меня – пример». Это про­исходит потому, что мы потеряли способность раз­личать подлинные и мни­мые ценности мира.

Образ и подобие Божие

Есть люди, которые при­знают себя верующими и, более того, воцерковлен-ными. Они посещают храм, исповедуются, причащают­ся. Но выходит такой человек из храма и забывает про все христи­анское. Особенно часто это быва­ет у женщин. Выйдя из храма, женщина тут же сбрасывает с себя платок, подкрашивает губы, ресницы. Или другой пример: че­ловек, который только что побы­вал в храме и причастился, видя на улице нуждающегося, равно­душно проходит мимо.

Это, братья и сестры, формаль­ное отношение к духовным цен­ностям. Мы думаем, что Церковь Церковью, а моя жизнь – совсем другое. Точно так же размышля­ли фарисеи. Они были блюстите­лями внешней буквы закона.

Человек – образ и подобие Бо-жие, то есть он призван в жизнь для того, чтббы быть подобным Богу, быть созидателем всего того, что Господь вверил в его руки. Поэтому не правы те, кото­рые думают, что церковная жизнь – одно, а жизнь в светс­ком обществе – другое. Жизнь христианина должна быть всегда праведной. Христианин должен быть на всяком месте христиани­ном, какую бы должность, какую бы профессию он не имел. Тогда отношение к ценностям окружа­ющего мира будет у нас правиль­ным и объективным.

Мы – люди плотские и нужда­емся в определенных материаль­ных благах. И, конечно же, Гос­подь заботится о нас в этом. По­ставим первоочередной задачей заботу о своей душе, тогда все старания наши не будут тщетны­ми, но будут приносить нам мате­риальные блага и полнейшее сча­стье, а именно – мир душевный. Так христианство смотрит на жизненные ценности.

***

– Собираю деньги на квартиру. Отказываю во многом нуждающимся и себе. Правильно это? Или надо жить в маленькой квартире в общежитии?

– Недавно мы принимал Чите участников Международного крестного хода «Под звездой Богородицы». Когда мы провожа­ли участников крестного хода до часовни в честь святого благовер­ного князя Александра Невского, одна женщина расчувствовалась и спросила: «Можно, я им дам де­нег?» Ей ответили: «Можно, ко­нечно». Тогда она за ними побе­жала и вручила им тысячу рублей. Возвращается обратно и говорит: «Такое ощущение, такая радость, будто я себе эти деньги дала».
Всякий раз, когда мы соверша­ем какую-то жертву ради Христа, Господь сторицею вознагражда­ет нас. Поэтому не надо думать, что если вы будете подавать ми­лостыню, то на квартиру вам не хватит. Господь даст – хватит с лихвой.

***

– Вера дается человеку Богом. Если ее нет, что делать? Молить­ся? Но не будет ли это грехом? Может, лучше читать Священ­ное Писание и ждать?

– Вы сами ответили на свой вопрос. Чтение Священного Пи­сания – это живое общение с Богом. Святые Отцы говорят, что, когда мы читаем Священное Пи­сание, Бог беседует с нами, когда молимся, мы беседуем с Богом. И, конечно же, от такой беседы про­свещаются и плоть, и душа, и сердце.

***

– Не является ли гре­хом вкладывать в банк деньги под 9 % годовых с целью их накопления и покупки жилья?

– Если бы вы что-то без­законное делали, что про­тиворечит законам нашего государства или церков­ным законам, то это можно было бы считать грехов­ным. Если вы поступаете, как разрешено государ­ством, это не грех.

***

– В храмах Читы раз­ные цены на свечи, требы, книги. Почему?

– У каждого храма – свои трудности. Все средства от того, что продается в храмах, идут на содержание храма, на выплату заработной платы свя­щеннослужителям, служащим храма, на строительство. Так, в ближайшее время предполагает­ся реконструкция Спасо-Преоб-раженского храма по ул. Чайков­ского. До сегодняшнего дня мы продолжаем в Казанском соборе строительные, отделочные рабо­ты. В конференц-зале собора по­явилась новая сцена, куплена аудио- и видео- аппаратура.
Все устраивается и приобрета­ется на ваши пожертвования. При этом, мы не устанавливаем высоких тарифов на совершение Таинств. На Таинство Крещения, например, у нас условная цена, точнее, пожертвование, – 150 рублей. Но если придет человек, у которого нет таких денег, он бу­дет крещен бесплатно.

***

– Как донести до детей пра­вильные жизненные ценности? Мы, родители, говорим одно, а школа, улица и телевидение на первое место ставят материаль­ные ценности и удовольствия. Что делать родителям?

– Чтобы к ребенку не прили­пало дурное, его нужно ограж­дать от этого родительской мо­литвой. Родительская молитва имеет очень сильное действие.
Священное Предание гласит, что молитва матери может со дна моря ребенка достать. По­этому помните: если вы будете благословлять своих детей, на­путствуя в школу, если будете кропить их святой водой, давать им с утра святой воды, лучше всего крещенской, кусочек про­сфоры, если перекрестите их и помолитесь за них, то с вашими детьми ничего плохого не слу­чится.
Когда родители ребенка прово­жают словами: «Иди с Богом. Ан­гела-Хранителя тебе», Господь и Силы Небесные действительно хранят его от всякого зла, в том числе и от аморального воздей­ствия.

***

– В некоторых учреждениях есть определенные требования к внешнему виду (обязателен ма­кияж, деловой костюм). Женщи­на, может быть, и рада не кра­ситься и одеваться более скром­но, но нельзя – можно лишить­ся работы. Как быть?

– Если вы пострадаете за свои убеждения (вас уволят или не примут на работу), знайте, что за это исповедание ваших христианских позиций вы полу­чите от Бога значительно боль­ше, и ваш пример христианской жизни будет назидательным для других.

***

– Как правильно читать Биб­лию? Для современного человека она либо не убедительна, либо не понятна.

– Для того, чтобы правильно читать Библию, необходимо на­чать с чтения Нового Завета. Но­вый Завет – более доступный и понятный.
Нужно сесть и прочитать хотя бы одно Евангелие или несколько глав из него. В Священном Писа­нии главы небольшие – по одной-две страницы. Прочитав Святое Евангелие, можно начинать чте­ние всей Библии. Ветхий Завет нужно читать по две-три главы в день. Причем, Ветхий Завет пред­полагает в человеке владение оп­ределенными историческими зна­ниями. В нем многое раскрыто из жизни иудейского народа, а прин­ципы, которыми руководствова­лись в древности, значительно от­личаются от наших современных. Поэтому не пытайтесь с первого раза проникнуть вглубь того, что написано в Библии и даже в Еван­гелии. Когда вы будете читать Но­вый Завет в тысячный раз, тогда многое будет вам понятно. При­чем, с каждым разом вы будете проникать все глубже в священ­ный текст.

***

– Какие качества человека яв­ляются главными для спасения души?

– Главное качество для спасения души – христианское смире­ние, когда человек нравственно, интеллектуально, творчески пре­восходит окружающих людей, но этим не гордится.

Внимание – еще одно качество, которое должно быть для христи­анина определяющим, особенно когда он приходит в храм, чтобы молиться.

Представьте себе, что вы пришли к начальнику, от которого зависит ваше служебное положение, с важ­ной просьбой, а сами в это время отвлеклись на болтовню с другими сотрудниками. Начальник вряд ли, видя ваше неуважение к нему, ре­шит ваш вопрос положительно. Так и Господь отнесется к вам в случае вашего невнимания.

***

– Всегда ли нужно подавать милостыню? Даже когда ви­дишь, что человек в нетрезвом виде и просит опохмелиться? Ведь потворствовать греху – тоже грех!

– Вопрос непростой. Самое главное в этой ситуации – обра­титься к Богу с молитвой: «Госпо­ди, помоги, вразуми, как мне пра­вильно поступить, чтобы мне не согрешить». Некоторые священ­ники говорят, что надо жертво­вать, с рассуждением.

***

– У меня папа католик. Он умер три года назад, и я не могу в православной церкви подать за него записку. Как мне быть?

– Наша благочестивая христи­анская жизнь прямо отражается на всех наших родных – и жи­вых, и усопших. И чем активнее, в меру своих сил и возможнос­тей, мы будем вести духовную жизнь, тем она благотворнее бу­дет отражаться на ушедших от нас. Поэтому, если мы желаем помочь кому-то из усопших, мы должны исправлять свою жизнь – давать милостыню, жить цер­ковной жизнью, не пропускать храмовых служб без уважитель­ной причины.

 

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Фото: Крестный ход «Под звездой Богородицы»


Церковь, Богословие