Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Митрополит Игнатий: Вспоминая уральские святыни

Митрополит Игнатий: Вспоминая уральские святыни

Епархиальная газета "Образ и подобие" № 4 (31), июль 2015 г.

13.08.2015

- Владыка, в марте этого года состоялась Ваша поездка в Екатеринбургскую епархию.  Что Вас удивило больше всего? Люди? История? Святыни этих мест?

- Удивило?.. Скорее, запомнилось – ощущение трагедии. Той, что происходила с нашим народом в течение всего двадцатого века. И началась там, в Екатеринбурге, в момент убийства семьи последнего Российского Императора. Она не получила своего завершения по сию пору. «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104, 15), - повелевает Господь. Прикоснулись к Помазаннику –  вызвали смертоносный смерч, который бушевал в Отечестве долгих 70 лет. Две самые страшные, кровавые войны за всю историю Земли,  множество локальных, волны коллективизации, трехкратная смена общественного строя, перестройка – звенья одной цепи.

В нынешнем году, в Крестопоклонную неделю Великого поста, исполнилось 17 лет со дня архиерейской хиротонии Екатеринбургского владыки, митрополита Кирилла. 17 лет назад Господу было угодно познакомить нас в резиденции Святейшего Патриарха, тогда еще в Чистом переулке. Нас вызвали на заседание Священного Синода – решался вопрос о нашем рукоположении в сан епископа. Пока ждали своей очереди, успели познакомиться и подружиться. С тех пор обоим пришлось пройти непростой путь архиерейства: владыке - исполнять свое послушание на трех кафедрах: Тульской, Ярославской и вот сейчас – на Екатеринбургской, мне – на Камчатке и в Хабаровске. В Екатеринбурге ранее не бывал, потому, когда получил его приглашение, с радостью согласился.

Великий пост для архиерея – время напряженное во всех отношениях, потому визит мой продолжался всего три дня. Очень хотелось познакомиться с «третьей столицей», ее церковной жизнью, потому владыка митрополит составил для меня насыщенную и разнообразную программу. Богослужения, Храм-на-Крови, Ново-Тихвинский женский монастырь, семинария, выступление на телеканале «Союз» - далеко не полное ее содержание. И конечно же, Ганина яма.

О ней и расскажу немного, ибо ныне это место неодолимого притяжения для каждого русского человека, которое хочется посетить, а посетив - вернуться. И возвращаться вновь и вновь. Ганина Яма - это небольшой карьер рудника. Когда-то здесь пытались найти золото, но обнаружили лишь железную руду. Ее и разрабатывали. К началу двадцатого века запасы оказались исчерпанными, а рудник - заброшенным. Именно этот  небольшой котлован показался членам Уральского Ревкома подходящим местом для того, чтобы скрыть следы совершенного ими преступления. Именно сюда, в это урочище, в июле 1918 г. были привезены для уничтожения из Ипатьевского дома Екатеринбурга тела страстотерпцев: Императора Николая II, Императрицы Александры, Великих княжон Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии, царевича Алексия, а также их верных слуг. Здесь была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи. А уже на изломе ХХ-ХХI вв. на Ганину яму устремились паломники со всех концов России. В народе основанный на этом месте монастырь называют Царским.

Не стану останавливаться на исторических и духовных аспектах этой трагедии – они достаточно хорошо исследованы и освещены. Поделюсь своими впечатлениями. В обитель на Царской крови мы прибыли утром 15 марта, в храме иконы Божьей Матери «Державная» служили Божественную литургию (http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/index.php/component/content/article/9-news/2094-v-den-17-letiya-arkhierejskoj-khirotonii-mitropolit-ekaterinburgskij-i-verkhoturskij-kirill-sovershil-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-derzhavnom-khrame-v-monastyre-na-ganinoj-yame), поздравляли владыку Кирилла. А после владыка предоставил мне возможность совершить паломничество длиною почти в 100 лет (с 1918 по 2015 год). В сопровождении замечательных специалистов, знатоков истории Царской семьи, сотрудников епархиального паломнического отдела.

Вот немногое из того, что я увидел, узнал, пережил и перечувствовал. Сердце монастыря, святое место – шахта № 7, где были растерзаны тела Царственных страстотерпцев. «Все пространство Ганиной ямы – это живой Антиминс, пронизанный частицами сожженных святых мощей», - это слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Шахта огорожена галереей, вокруг нее с обеих сторон - храмы. Вдоль галереи – лампадки, они зажжены в память об ушедших отсюда в вечность, а в вечернее время освещают путь паломникам, участникам ежевечернего монастырского крестного хода. У спуска к шахте стоит памятный камень. На нем высечена фраза из книги пророка Амоса: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь» (Амос 2, 1). В Библии, которую читали члены Царской семьи перед смертью, осталась закладка именно на этих словах, словно страстотерпцы предвидели, что и их кости будут пережжены в известь.

Храмы обители построены из дерева, как на Руси в древности. Их семь - по числу членов Царской семьи. Каждый в освящении обрел незримую духовную связь с семьей последнего Российского Императора. Скажу о нескольких:

- Храм Святых Царственных Страстотерпцев.

- Церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Император Николай II очень почитал старца, способствовал его прославлению. Святейший Синод в январе 1903 г. постановил: «Благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами, и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою». Через год после посещения Царской семьей Дивеевской обители родился цесаревич Алексей Николаевич.

- Храм преподобного Сергия Радонежского. Издревле во всех важных случаях русские князья, а позже – цари, испрашивали благословения у преподобного Сергия, сначала при его жизни, а потом - прося его Небесного заступничества. Эту традицию свято хранила и семья Императора Николая Александровича.

- Церковь иконы Божией Матери «Иверская». Все русские государи, прежде чем въехать в Первопрестольную, обязательно преклоняли колена перед иконой Богородицы Иверской.

- Храм праведного Иова Многострадального. День рождения Государя Николая II приходится на 19 мая, день, когда Православная Церковь чтит память праведного. В тяжелые годы царствования Император не раз упоминал это обстоятельство, говорил о готовности принять испытания, которые одно за другим обрушивались на него и в государственной, и в личной жизни.

- Церковь иконы Божией Матери «Державная». Образ явился русскому народу в день отречения Императора от престола Российского – 15 марта 1917 г. С того дня Сама Божия Матерь взяла под Свой Покров наше Отечество, поэтому на иконе Богородица изображена с державой – символом государственной власти.

Царственным страстотерпцам на территории монастыря  установлены памятники.  Все они связаны аллеей, ведущей в храм их имени. Августейшая семья словно сопровождает паломников по всей обители: Император Николай II встречает неподалеку от входа, Императрица Александра Феодоровна указывает путь к Царскому храму, а цесаревич Алексий и Великие княжны зовут поклониться их подвигу у шахты № 7.

Весь монастырский комплекс – дело рук и сердца замечательного человека – Андрея Анатольевича Козицына, генерального директора УГМК, других благодетелей, которые на протяжении многих лет помогали обители.

Не существует истории, как таковой, - как проявления каких-то материальных и социальных законов. История человечества в большом и малом есть Промысел Божий о людях и их дела, согласные или противные этому Промыслу. Паломничество на Ганину яму для меня стало еще одной возможностью убедиться в этом. Думаю, не только для меня – для каждого.

- Владыка, вы помните свои ощущения и мысли на Соборе, где к лику святых были причислены новомученики, Царская семья?

- Помню, но полного осознания величия их подвига и значения его для нас тогда еще не было. Это должно раскрыться со временем. Со временем и раскрывается.    

- Есть ли у Вас личное отношение к Царственным страстотерпцам?

- Оно не расходится с отношением Церкви. Хотя понимаю тех, кто до сих пор не может согласиться с фактом их прославления (а таковые есть и в церковной среде). Одна из причин, видимо, в том, что жизнь Царской семьи была очень заметна и врагам, и друзьям, и верующим, и воинствующим безбожникам. Да и время их жития – вот оно, рядом, не скрыто от нас ширмой столетий. Отсюда множество самых разноречивых свидетельств и сведений – попробуй разберись.

- Считаете ли Вы возможныи и целесообразным в какой-то форме восстановление монархии в России?

- Да, если ее восстановит Господь. А это произойдет, на мой взгляд, только в одном случае: когда наш народ возжелает монархии и окажется ее достойным. Пока этого не видно, а любые попытки реставрировать монархию искусственно, внешними приемами бессмысленны, бесполезны и даже вредны.



"Образ и подобие"