Хабаровск православный Журнал Размышления о Богослужении

Размышления о Богослужении

Корзун А.А.

27.10.2010

Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей - в раю. Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем. После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства. Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. В православном богослужении происходит и раскрывается восхождение на небеса через посредство воплотившегося нас ради Сына Божия. Начинается оно сразу, с той минуты, когда мы входим в Божий храм - земное небо. Стоя в храме и участвуя в богослужении, православный христианин становится причастником жизни небесной. Вошедшие в это «царственное убежище мира» могут сказать о себе словами церковного песнопения: «В храме стояще славы Твоея, на небесе стояти мним». Здесь происходит встреча неба и земли, восхождение человека к Божественной жизни и нисхождение Бога с неба на землю. Поэтому богослужение - не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Иисуса, Который пришел на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою для избавления многих, и Который в таинстве богослужения снова нисходит к нам. С момента этой встречи и начинается участие человеческой души в богослужении. Чем чаще входит человек в храм Божий и чем внимательнее воспринимает то, что совершается здесь, тем глубже входит в жизнь примирную, средоточием которой и является Божественная литургия, так как в таинстве Святой Евхаристии мы входим в непосредственное общение со Христом, становимся причастниками Его Пречистого Тела и Божественной Крови. Будучи центром духовного мира и вершиной восхождения человеческой души, Божественная литургия лучами небесного света озаряет всё богослужение: вечерня, повечерие, полунощница, утреня и часы являются лишь подготовкой к литургии и получают свое завершение и смысл через нее. Богослужение и в пределах одной церковной службы, и в пределах суточного, седмичного и годичного кругов - неизменно дает нам образ восхождения к Богу человеческой души. Богослужение по своему строю всегда динамично: начинаясь с земного, оно возводит нас в небесные обители, с чем связана и другая важнейшая черта православного богослужения - восхождение человека к Богу и встреча земного и небесного осуществляется всегда через посредство внешнего, телесного образа. Здесь путь человеческой души идет от образа к Первообразу, ибо человек, по учению Святой

Церкви, по своей природе состоит из двух естеств - тела и души, видимого естества и невидимого. Поэтому и богослужение церковное совершается и духовно, и одновременно в видимых чувственных образах. Совершенное соединение видимого и невидимого естества явлено нам в Богочеловеке Иисусе Христе - в видимом образе Невидимого Бога, в Котором вся полнота Божества обитает телесно. Важнейшая черта богослужебного опыта Церкви заключается и в том, что, приобщаясь к нему, мы выходим из состояния одиночества и замкнутости, в которых пребывает душа, живущая во грехе, и входим в общение с другими людьми, не только живыми, но и умершими, с бесплотными силами -со всею Церковью. И богослужение раскрывается как соборное делание всей Церкви, земной и небесной. Разрушая границы пространства и времени, Божественная литургия соединяет нас со всеми, за кого возносится молитва перед Престолом Божиим. Богослужебный опыт Церкви убеждает, что и Матерь Божия и святые вместе с нами воистину участвуют в богослужении, вместе с нами и молятся за нас, прося Господа Иисуса Христа, чтобы и мы, призывающие их в молитвах, сделались общниками радости и славы, участниками которых соделал их Господь. Единство Церкви земной и небесной, молитвенное общение Божией Матери и святых с обращающимися к ним за помощью членами Церкви видимой с особой глубиной и силой раскрыто в кондаке празднику Покрова Божией Матери: «Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи поклоняются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога». Каждый день Святая Церковь прославляет кого-либо из святых; ему посвящается служба дня, и мы вступаем с ним в тесное молитвенное общение. Участие в богослужении святых и наше молитвенное с ними общение не ограничивается прославлением их в памятные дни. Через богослужение они участвуют в нашем духовном восхождении к Богу, дают нам слова для выражения нашего покаянного плача, восторга и ликования. Если мы читаем или поем молитвы и песнопения, составленные ими, они молятся с нами Богу словами, произносимыми нашими устами. Святые участвуют с нами и в праздновании всех праздников Господних. Вместе с Божией Матерью и праведным Иосифом мы входим в Вифлеемскую пещеру поклониться Лежащему в яслях; вместе с Иоанном Предтечей видим Его, грядущего ко Иордану; с праведными Симеоном и Анной встречаем Его в Иерусалимском храме; с апостолами восходим на гору Преображения; с Матерью Божией и евангелистом Иоанном предстоим Животворящему древу Креста; с апостолами и мироносицами прославляем Воскресение Спасителя. Святая Церковь особо подчеркивает участие святых в этих праздниках и значение их участия для нашей духовной жизни. Вместе со святыми в богослужении участвуют и бесплотные Силы. Церковь верит, что чины и воинства

ангелов и архангелов входят со священником в алтарь, сослужа ему и славословя Божественную благость. Херувимам подражаем мы и на великом входе, когда «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Дважды во время литургии славословим Господа словами ангельских песней: во время Трисвятого и при пении «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Само время, сотворенное Богом как живой образ Его вечного бытия, становится для человека путем восхождения к жизни вечной. Во всей полноте тайна эта раскрывается в Божественной литургии, которая представляет собой как бы малый круг, где получает отражение всё тело истории, и в особенности полнота времени, в которой до конца раскрылась нам тайна любви и Божия смотрения - земная жизнь Спасителя, и к которой, как к средоточию, тяготеют все другие церковные службы.

***

По неложному слову Спасителя, если двое или трое собрались во имя Его - то и Он Сам пребывает с ними. Общественная, храмовая молитва облегчает индивидуальную, ибо сила молитвы в храме усугубляется помощью Святого Духа и молитвой всех. По учению Церкви, во время храмовой молитвы к молитве стоящих в храме верующих присоединяются и молитвы ангелов и святых. Об этом так говорит одно песнопение Церкви: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Храм и богослужение установлены Самим Богом. Сам Христос посещал храм Иерусалимский, соблюдал правила Закона и праздники, любил учить в синагогах. Матерь Божия воспитывалась при Иерусалимском храме. О пользе храмовой молитвы ярко писал св. прав. Иоанн-Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе»: «Здесь в храме единое на потребу; здесь убежище от суеты и бурь житейских; здесь тихое пристанище душ, ищущих спасения; здесь нетленная пиша и питие душ; здесь свет, просвещение всякого человека, грядущего в мир; здесь чистый воздух духовный; здесь источник живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4: 14); здесь раздаяние даров Духа Святого; здесь очищение душ. Чтение и пение в церкви совершается на языке священном; ему должны учиться все христиане православные, чтобы разуметь сладостные вещания матери своей, воспитающей чад своих для неба, для жизни вечной.... Здесь в храме человек узнаёт истинное благородство души своей, цену жизни и цель ее или назначение своё; здесь отрезвляется душой своей от обаяния житейской суеты и житейских страстей; здесь познает судьбу свою временную и вечную; здесь познает своё горькое, глубокое падение и растление грехом; здесь обретается Спаситель, наипаче во святых Его животворящих Тайнах, и спасение его; здесь познает истинное отношение своё к Богу и ближним или к семье и обществу в коем живет. Храм - земное небо, место теснейшего соединения с божеством; училище небесное, воспитывающее христиан для небесного гражданства, научающее их небесным нравам, небесному жительству; преддверие неба; место общей молитвы, благодарения, славословия Триединому Богу, всё создавшему и хранящему; единение с ангелами. Что честнее и почетнее храма? Ничего. В богослужении, как на хартии, изображены в лицах все судьбы человеческого рода, от начала до конца, богослужение - альфа и омега судьбы мира и человеков». Наши богослужебные песнопения все назидательны,глубокомысленны и возвышенны.

 В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг.

Храм - единственное место, где мы можем укрываться от житейской грязи, от бурь и непогод жизни. Душа создана для неба. Ей тесно и скорбно на земле. В лучшие минуты духовного подъема она стремится к Небесной Отчизне. За богослужением, если внимательно относиться к нему, душа отрывается от земли. Не напрасно сказано: «Прекраснее нашей Литургии мы можем слушать что-либо только на небе». Богослужение, - это светлая риза Христова, к которой тянется всякий, чающий исцеления. В богослужении скрыта внутренняя сила. Молиться в храме совсем иное, чем у себя дома. Но многие думают, что так же хорошо они могут помолиться в своей комнате и даже лучше, чем в храме. Вот что по этому поводу говорит Иоанн Златоуст: «Молиться, говорят, мы можем дома. Сам себя обманываешь ты, человек! - восклицает Златоуст. -Дома, конечно, можно. Но нельзя так молиться, как в храме, где такое множество сердец возносится к Богу, сливаясь в единодушный вопль. Не так скоро ты будешь услышан, молясь Владыке сам по себе, как молясь с твоими братьями, ибо здесь, в храме, есть нечто большее, чем в твоей комнате: согласие, единодушие, союз любви, наконец, - здесь молитвы священников. Для того священники и предстоят, чтобы молитвы народа, будучи слабы, соединившись с их сильнейшими молитвами, вместе с ними дошли до неба. Апостол Петр освободился из темницы, благодаря общей о нем молитве.... Если же церковная молитва была полезна для ап. Петра и такого столпа веры избавила из темницы, то почему, скажи мне, ты презираешь ее силу и какое имеешь оправдание в этом? -спрашивает Иоанн Златоуст, и продолжает: - Послушай же Самого Бога, Который говорит, что Его умилостивляет множество людей с усердием молящихся Ему. Он говорит пророку Ионе: «Я ли не пощажу Ниневии, города великого, в котором живёт больше дванадесят тем (120 тысяч) человек?» Не просто упомянул Он о множестве людей, -
считает Златоуст, - но для того, чтобы ты знал, что совместная молитва имеет великую силу». Человеческая душа не может оставаться одинокой и не соединяться с душами ближних. В храме, особенно в момент общего единения у Святой Чаши, необыкновенно ясно ощущается Господь, Его истина, Его правда. Христианское единство ярче всего выражается в богослужениях, в общей молитве в храме, особенно в день Господень, в воскресенье. Во время земной жизни Христа, множество народа постоянно окружало Его. Одни ждали от Него исцелений, помощи; другие следовали за Ним просто по влечению сердца, по любви. Но и те и другие искали случая быть ближе к Спасителю, ощущать Его присутствие около себя, испытать прикосновение Его Божества. Словом, люди жаждали прикосновение к Богу Живому, близкому, ощутимому... Человек психофизическое существо. Если мы переживаем чувство любви, то мы выражаем его внешним образом, неким обрядом любви, как это, например, делает мать, которая целует и ласкает своего ребенка. То же самое бывает и в области религии. Если мы веруем в Бога лишь отвлеченно, то нам обряд совершенно не нужен. Но если наш Бог - Бог Живой, личный, то появляются и обряды веры: в них внешне выражается наша любовь, наше желание прикосновения к Божеству.

* * *

Св. прав. Иоанн Кронштадский был восторженным совершителем, любителем, поклонником и восхвалителем важнейшей части богослужения — Божественной Литургии. Св. Иоанн восторгался Литургией, говорил о ней, влек к ней собственным восхищением и словом. Он совершал ее ежедневно и часть своих дивных переживаний запечатлел в своем дневнике «Моя жизнь во Христе». «О высота, о величие, о лепота и сладость Божественной Литургии! О богатство духа и блаженство наше! Во время Литургии небо и земля сочетаваются: Бог - с человеками; небесные Ангелы с человеками земными; все лики святых праотцев, патриархов, мучеников, преподобных, и всех святых! О какой светлый, святейший, любвеобильный, небесный, прекрасный, блаженный союз! А мы, страстные, часто не замечаем, не видим сей благодати Божией - таких вышеестественных щедрот великодаровитого Бога нашего! И уничижаем себя непрестанно житейскими страстями, отпадаем от такой высоты искупления своего, от такого блаженного вечного союза, от союза с Богом, с Богоматерью, с ангелами, со всеми святыми, со всеми верными на земле христианами! О, воспряни духом, возносись всякий день и час, сын Церкви православной и не пресмыкайся по земле умом и сердцем! Там твое отечество, твой вечный живот, там Отец будущего века и Творец видимого и невидимого, предназначивший тебя для века бесконечного, а здесь только время и место твоего
приготовления, твоей борьбы с грехом, твоих подвигов, искушения терпения твоего». «Чудная, величественная, божественная на земле служба Литургия!» «Превысочайшее и животворящее служение Литургии Божественной... - служение на земле небесное, страшное и Ангелам, ибо во время Литургии священнодействуется и преподается в пищу и питие верующим Божественное Тело и Божественная Кровь Самого Бога». «О сколь величественна, свята, спасительна, вожделенна Литургия для христианина! Храм истинно делается небом! Ибо Бог в Троице нисходит на Святый животворящий престол каждый день и совершает величайшее чудо милосердия Своего, претворяя хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия, и удостаивая верующих причастия Их». «Литургия и вообще богослужение нашей православной Церкви, праздничное и будничное, особенно праздничное, - поставляют нас в живейшую связь с Главою Церкви, Господом Иисусом Христом и с Пречистою Владычицею Богородицею, с небесными невещественными Силами ангельскими и со всеми святыми, коих мы непрестанно прославляем, благодарим, умоляем о заступлении, помиловании, помощи. Господь сказал: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28). Присутствие своего Владыки и Бога мы особенно ощущаем в богослужении и преимущественно в Литургии, в которой мы существеннейшим образом соединяемся с Ним в причащении святых Его Тайн». «Дух Святый, Сын Божий Иисус Христос, и Вина и Источник Их Бог Отец так близки к нам, как ничто в мире; Они над нами, в нас и через всех нас, особенно во время Божественной Литургии. Наипаче Дух Святый, сшедый в мир ради заслуг Господа Иисуса Христа, всегда с нами, особенно же во время совершения Литургии: как чистейший духовный воздух, как живительный свет и теплота, как елей, как пища и питие духовное, как очищение, как мир, святыня, благоухание, как любовь, как дерзновение и мужество, как сладостная надежда, как животворящая сила, самопомощь державная, как дыхание чистое, как аромат приятнейший, привлекающий всех к Себе и к тому, в ком Он находится, как сладость неизобразимая, чудно услаждающая все существо человека, как красота духовная, чудно украшающая душу и тело человека нетленным украшением! Вот какое сокровище благ духовных, какого Духа, Духа творческого, Зиждителя и Освятителя, исходатайствовал нам Сын Божий Иисус Христос». «Нет ничего выше и более Литургии -ни на небе, ни на земле». «Что величественнее, трогательнее, животворнее на земле служения Литургии? Тут изображается и совершается величайшее таинство... единения людей с Богом посредством вкушения Плоти и Крови Его. Это Таинство своим величием поражает ум, невольно влечет к благоговению, благодарению, славословию Божию всякого смыслящего христианина. Дело Божие, совершаемое Литургиею, превосходит своим величием все дела Божий, совершаемые в мире, и самое сотворение мира. Это

истинно небесное служение Божие на земле, при котором быть разумно и достойно - есть блаженство, мир и отрада для души». «Вот зрелище Божественное - Литургия! Зрелище бесконечной любви, премудрости, всемогущества, правды, святости и обновления человеческого существа, растленного грехом; ощущение бесконечной сладости, красоты, света, блаженства: ибо в сем таинстве сокрыты для смыслящих и благочестивых бесконечная сладость, красота, свет, блаженство, святость, правда вечная, всемогущество, благость и премудрость Божия: не насытитится сладким и светлым созерцанием ум, восхищением и блаженством сердце при размышлении об этом таинстве беспредельной любви Божией к погибающему роду человеческому». «Какое счастье, блаженство нашей природы, приемлющей в себя Божество и человечество Христа Бога, и соединяющейся с Ним!.. О, сколько благодеяний подается нам от Бога через Литургию! - Как же к ней христиане относятся? Большею частью с обыкновенною холодностью, невниманием, равнодушием. Причащаются Святых Тайн весьма редко, как бы по необходимости и по заведенной привычке, раз в год. Чего же они лишают себя, какого божественного сокровища бесценного, какого бессмертного, животворящего дарования Божия, какой помощи Божией! Вот отчего нет истинной жизни в христианах православных, жизни по духу Христову. Вот почему умножились пороки и бедствия!» «О, Литургия, святая, божественная, премудрая, всесовершенная, всеочистительная, всеспасительная, всеосвятительная! Когда я изложу тебя с желанием крайним и радостию в сладких беседах с народом! Есть о чем в сладость и на радость всем верным побеседовать при изложении ее содержания и смысла!.. Чудна твоя сила, твое величие, твоя всеобъемлемость! Ты-хвала и слава Троице всеблагой, всесвятой, единосущней и нераздельней! Ты совокупление неба и земли, Ангелов и человеков! Ты низводишь на землю непрестанно Бога воплотившегося и Духа Святого купно со Отцем соприсносущным! Ты землю обращаешь в небо! Ты - земных человеков делаешь небесными! И сколько их содеяла таковыми - нет числа! Во все прошедшие века и в текущие, - и соделает в грядущие!» «Сколь возвышенна Литургия!.. Какой дух небесный! Какая широкая любовь к Богу и людям! Какое небесное сердце!»

Мы нередко смотрим на богослужение с точки зрения прежде всего прошений у Бога разных благ, утешения в разных нуждах. Не так чувствуют истинные молитвенники вообще на молитве, а тем более во время Литургии. Не таков был и св. Иоанн Кронштадский. «Богослужение есть райское жительство»... Но разве в раю просят? Нет, там наслаждаются, благодарят и славословят. А если и просят, то только о нас, земных, - и то о спасении нашем, по любви к Богу и к нам. Так мыслил и батюшка о всем вообще

богослужении, как о блаженной любви и славе. «Молитва есть постоянное благодарственное настроение», - говорил он. - «Богослужение есть пребывание с Богом и святыми, чистое, любовное, ничем не развлекаемое с ними собеседование, посильное благодарение и славословие бренными устами Господа и предначатие вечного славословия с ангелами устами духовными в преображенном теле славном, прославление св. угодников Божиих, училище благочестия всякой добродетели, приятие высшей благодати в молитве и в таинствах, и самое срастворение с Богом и обожение». «Богослужение по духу и составу своему есть жертва любви, хвалы и благодарения Господу... Дивный дух богослужения нашей Церкви! Широкий и высокий полет дает оно душам христианским». И это понятно, если не упускать из сознания и сердца, что сделал для нас Бог, — в особенности даровав нам Сына Своего, Спасителя миру... Уже сделал... Остается лишь воспринимать и благодарить. И все богослужение наше прежде всего проникнуто этим духом хвалы Троице и Спасителю... «В богослужении проводится главным образом та мысль, что Бог в Троице есть и Творец, и Промыслитель мира, и что Христос - наш Искупитель, Спаситель, Помазанник, Царь и Судия всего человеческого рода, Которого мы должны благодарить, прославлять, просить о своих нуждах, Коему должны всегда каяться во грехах, Коего должны умилостивлять Жертвою бескровною (принесением Тела и Крови Иисуса Христа), Коим должны освящаться, утверждаться, и от Коего должны ждать вечной жизни. «Священник во время богослужения бывает не только как слуга Божий, но больше - как друг Божий, предстоящий пред Ним в качестве ходатая за народ Божий и совершителя пренебесных, пречистых, животворящих Его Тайн, в которых заключается все сокровище любви Божией к роду человеческому». «Его служение ангельское! Он - посредник между Богом и людьми, близкий друг Его... Это -как бы бог для людей, со властию вязать и решить грехи человеков, священнодействовать для них животворящие и страшные Тайны, обожаться ими и других обожать чрез них». Что же можно сказать больше этого о священнике? Он - «бог для людей». И потому священник должен быть на уровне «высокого звания» своего, - прежде всего в любви. «Он, священник, славословит Бога, и благодарит Бога от лица всех верных и вместе с верными». Поэтому и для св. Иоанна самое совершение богослужения, переживание общения с Богом были уже величайшим благом. «Служить Богу - блаженство само по себе», - говорит он. Если бы кто задал вопрос батюшке: какая «польза» от Литургии? - он вероятно с недоумением, а может быть и с грустью посмотрел бы на него... Если ни на небе, ни на земле нет ничего выше, лучше, блаженнее, то о какой пользе, о каких плодах можно еще говорить! Уже все дано... Высочайшая награда для христианина, особенно для священника - Бог в сердце. Он - наша жизнь, наша слава, наше украшение и благолепие.

Он — свет, сила, очищение, обновление». Он - всё. «В богослужении, - особенно, конечно, на Литургии нашей православной Церкви, клир и народ... представляются как одно - одно сердце и одна душа. «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое», — говорит Церковь после пресуществления Святых. Даров. Но действие Литургии распространяется не только на участников ее, но и на отсутствующих, и даже на весь мир. Святой Иоанн об этом говорит в своих записях усиленно и часто; может быть потому, что другие не замечают или даже не знают этого; а ему - очевидно. Мы обыкновенно лишь о себе думаем, даже и на молитве, и не дома только, но и в храме. Между тем, у Церкви цель - спасение всех, спасение всего мира. И Литургия совершается за весь мир.

***

За свое покаяние и смирение Господь многим святым отцам открывал величие происходящего за богослужением. Их чистые сердца всегда стремились в храм.

Преподобный Феодосии Печерский с ранних лет бывал в храме. Узнав о том, что иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

Из жизни святителя Спиридона Тримифунтского известен такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектений невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

Бжклисиарх Симон был очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному Сергию Радонежскому во время богослужения. Он видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Неоднократно иноки становились свидетелями, как Ангел Божий сослужил в алтаре преподобному Сергию, совершившему Божественную Литургию.
Святому мужу Нифонту, епископу Кипрскому во время молитвы Духом Святым было открыто, что происходит в алтаре во время богослужения. Только священник возгласил: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа», - святитель увидел Господа на престоле, как на троне царском. Господь двумя руками благословлял всех людей, находившихся в храме. Когда священник начал произносить великую ектению, перед Нифонтом как бы открылся весь мир. Он увидел, что ектения, как ангельскими крылами, покрывает все человечество. Он увидел больных, страждущих, к которым, по слову священника, когда тот возносил моление о них, Господь посылал Ангелов, которые утешали их, приносили им облегчение и исцеление. Он видел бурное море, видел корабль, который то вздымался на гребнях волн, то падал вниз, в грохочущую бездну, вместе с опускавшейся волной; он видел людей, которые в ужасе ждали смерти: некоторые из них молились, другие лежали на палубе, уцепившись за доски, за канаты; и вот, когда священник произнес молитву о плавающих и путешествующих, буря внезапно стала утихать, и скоро Нифонт увидел перед собой уже тихое лазурное море, по которому плыл корабль: люди в нем молились и благодарили Бога. Когда запели в храме Трисвятое, святой Нифонт увидел Ангелов, сошедших в алтарь и певших вместе со священником: «Святой Боже, Святый Крепкий, Святой Безсмертный». Когда же читался Апостол, то святой увидел самого апостола Павла, который стоял за чтецом и следил за его чтением. Когда читали Евангелие, то золотой дождь осиял всех присутствующих, как бы пролился на них, капли его входили сердца тех, кто в это время молился Богу и слушал Святое Писание. Когда произносили ектению об оглашенных: «Оглашенные, изыдите», - то увидел Нифонт, как Ангелы выводили из храма тех, кто вел себя недостойно, выводили души их, а оставались только тела, мертвые, как трупы. Запели Херувимскую песнь, и четыре Херувима опустились в алтарь, они несли Младенца необычайной красоты, от Которого исходил свет. Когда начался великий вход, увидел святой Нифонт Господа Иисуса Христа, Который нес Свой Крест, а за Ним шел священник с чашей и дискосом. Когда священник признес «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое», то увидел святой, как Херувим взял Младенца, заколол Его, положил на дискос, а Кровь Его вылил в чашу. Когда же священник вышел причащать народ, то увидел Нифонт, как Христос взял чашу из рук священника и Сам причастил всех христиан. А по занесении чаши в алтарь снова раскрылся свод храма, и Херувимы вознесли Живого Младенца на небо. Когда священник произносил с крестом в руках отпуст по окончании Литургии, то знамение креста, как два светлых луча, появилось на небе. А когда он, при произнесении отпуста, поминал имена святых, чья память праздновалась в тот день, святой Нифонт видел, как эти святые выходили из алтаря на амвон, благословляли народ и снова заходили в алтарь.

Для нас, имеющих страстные сердца, трудно понять все величие богослужения. Нам не дано почувствовать всю полноту милосердия к нам Бога, но мы должны учиться этому у святых отцов, которым за их простоту и любовь была открыта тайна. На иконе Софии, Премудрости Божией изображена Божия Матерь. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями (изображающий Церковь Божию на земле). На каждой из семи ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава. Необыкновенная икона, изображающая восхождение человека к Богу. И именно в храме Сам Господь учит нас этим добродетелям, приводящим нас к Нему, за богослужением Его учение нам становится простым и ясным, Он Сам говорит с нами, и тогда наше сердце наполняется неизреченной радостью. И когда мы выходим из храма, то славословия продолжаются везде, где бы мы не находились, будто служба и не заканчивалась, а продолжается и всегда будет продолжаться. Так постепенно в любом месте мы учимся сохранять это благодатное чувство. Но без постоянного участия в богослужениях, без постоянного пребывания в храме этому научиться невозможно. Когда нам бывает очень тяжело, когда мы чувствуем боль других, то нам невыносимо хочется быть в храм, за богослужение, чтобы там вознести свои молитвы за близких людей. Своими телесными очами мы не видим небесного великолепия, но наша душа стремится к невидимому, которое вечно. Никакая книга, никакие знания не могут сравниться с богослужением. Именно в храме, за богослужением Господь открывает свои истины нам, дает слышать каждое слово молитвы, наполняет нас великой радостью, учит нас и указывает путь нашей жизни.

Список использованной литературы:
1. Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. Электронная библиотека.
2. Всенощное бдение и Литургия. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2006.
3. Закон Божий. Протоиерей Серафим Слободской. - Изд. 6-е. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
4. Илларион (Алфеев), еписк. Православное богослужение как школа богословия и богомыслия. Минские Духовные Школы. Академия. Труды МДА. Электронная библиотека.
5. Иоанн Кронштадский., св. прав. Моя жизнь во Христе. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.
6. Митрополит Вениамин (Федченков). О Богослужении православной церкви. - М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра. Изд. «Отчий Дом», 2001.
7. Пир веры. Приглашение на трапезу любви Царства Божия. - К.: «Пролог», 2005.


Церковь, Богословие