Хабаровск православный Журнал Слово в день памяти святого великомученика Пантелеимона

Слово в день памяти святого великомученика Пантелеимона

Иеромонах Ефрем (Просянок)

09.08.2008

Во Имя Отца и Сына  Святого Духа.

Всех вас дорогие братья и сестры сердечно поздравляем с днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, одного из многочисленных святых, которые особо почитаются в пределах Русской Православной Церкви. Главное песнопение сегодняшнего дня в честь святого великомученика Пантелеимона содержит в себе такие слова:

«Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим».

Это песнопение, именуемое тропарем, вы слышали вчера на вечернем богослужении и сегодня на Божественной Литургии. Мы с вами знаем, что святому великомученику Пантелеимону мы обращаемся с молитвой в каких-то наших недугах, молимся о наших болящих сродниках, наших братьях и сестрах во Христе. Наименование «целитель» закрепилось за святым Пантелеимоном еще при жизни. Как известно из его жития, он был врачом, причем врачом очень искусным, но наиболее он явил миру свой талант, когда обратился ко Христу из мрака неведения и тьмы языческой. Святой Пантелеимон целил не только своим врачебным талантом, но чаще молитвой к Богу с верой и дерзновением. И тропарь, как песнопение, которое адресовано в первую очередь в честь празднуемого события или воспоминаемого святого, как правило, указывает нам на главную суть праздника. Обратим внимание на то, что святая Церковь, прославляя Пантелеимона как врача и целителя, ни слова не говорит в тропаре о наших недугах и телесных недомоганиях, а просит: «святой Пантелеимон, моли Бога, да подаст нам оставление прегрешений». И это не случайно, потому что именно наши прегрешения  - причина всех наших болезней: и телесных и духовных. Вспоминая, о том, что Господь создал человека чистым и дал ему все необходимое для его жизни, но человек по своему непослушанию дал возможность войти в мир греху, после чего вся гармония мира нарушилась, теперь мы с вами несем последствия общей греховной поврежденности человеческой природы. И эта поврежденность проявляется в нас по-разному: мы болеем, мы недомогаем, мы испытываем многочисленные скорби. Т.е. на протяжении всей нашей жизни мы сталкиваемся с проявлением греховной испорченностью всего человечества и, как ее следствие, различными недугами.

Мы просим святого Пантелеимона прежде всего о том, чтобы он ходатайствовал перед всемилостивым Богом о прощении наших согрешений, поскольку именно в этом и состоится наше исцеление. Если нам не хватает своих собственных молитв, своего усердия, то Господь нас очищает через сугубое моление. Господь очищает нас как драгоценный бисер, как драгоценное золото, когда мы скорбим или недомогаем. И через это человек меняется, через это он очищается, совершенствуется, преображается и, в итоге, воссоздает в себе тот первозданный образ, ту первичную чистоту, которые имел первозданный человек. Это очень и очень не просто, немногим это по силе, немногие имеют в себе желание. Но если мы хотим, что бы наши грехи очищались, чтобы отходили от нас страсти, мы призываем в помощь наших небесных покровителей – ходатаев за нас пред Богом, используем те средства, которые святая Церковь даровала, что бы человек очищался и преображался. И ныне братья и сестры, по доброму обычаю мы с вами совершим малое водоосвящение, чтобы, призвав в молитве святого Пантелеимона и других святых, мы испросили у Господа «благодать на воду сию» и чтобы она была нам во исцеление душевных и телесных недугов. За предстоящим чинопоследованием мы призываем всех вас молиться о прощении наших согрешений. И если мы будем в молитве испрашивать у Господа прощения своих согрешений, то эта вода действительно будет во исцеление недугов духовных и телесных. Аминь.

Слово было произнесено 9 августа 2008 года в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери.

Об авторе: Иеромонах Ефрем (Просянок), благочинный, преподаватель, заведующий библиотекой Хабаровской духовной семинарии, ключарь Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери.

 


Церковь, Богословие