Хабаровск православный Журнал Тело Христово на Небе и на Земле

Тело Христово на Небе и на Земле

Сайт Христорождественского собора

12.07.2025

Есть такое известное выражение, что на войне атеистов нет. Но мой двухгодичный опыт регулярных командировок в зону СВО показывает, что их там хватает. Конечно, хождение на грани жизни и смерти стирает много лишнего и наносного – там, «за ленточкой», духовный мир и Сам Господь с Его бесконечно удивительными чудесами проявляется намного ярче и очевиднее, но… почувствовать присутствие Бога и даже заметить Его Промыслительную руку в своей жизни – это только лишь первый шаг.

Гораздо более сложнее сделать именно второй – поменять свою жизнь с учетом этого нового мироощущения. Ведь если Бог есть, и не где-то там далеко, а вот, прямо тут, рядом со мной, то с Ним же нужно как-то отношения выстраивать? А как? Что Он от меня вообще хочет? И вот этими «вопросами второго шага» даже там, на войне, задаются далеко не все.

Есть у меня среди бойцов один знакомый Андрей*. Недавно выбирался он с ребятами с «передка», а жара стояла несусветная. И, главное, вода у них закончилась. И вот рассказывает: в горле — песок, по губам как наждачкой провели. Пить хотелось просто неимоверно! Не выдержал он в какой-то момент и взмолился: «Господи, ну, пожалуйста, вот хоть сколько-нибудь воды дай!»

— И что вы, батюшка, думаете? – продолжает воин историю. – Забегаем мы через пару минут в лесополосу, а там стоит пятилитровая баклажка с водой, почти нетронутая! Кто-то уходил и, видимо, оставил, чтобы не тащить. Рисковал, конечно, пробуя, но, не представляете, какая сильная жажда была! Самая обычная, ничем не отравленная вода оказалась. Вот как так? Только помолился – и тут же, на тебе – пей! Чудо же?

— Чудо, да! Господь на Твою молитву ответил, а ты?

Потом мы с Андреем ещё долго беседовали, и на праздник Святой Троицы он всё-таки приехал в храм, исповедался и причастился Святых Христовых Таин.

В тот день я как раз был на исповеди: моих приехало – полно! И мне было бесконечно радостно от этого. Чаще всего на литургии приезжает пять, ну, может, шесть бойцов, а тут… сорок с лишним человек на двух литургиях, из них ещё около восемнадцати причащалось.

Стою. Череда исповедников не иссякает, и тут к аналою подходит мальчишка. Совсем молодой солдатик:

— Батюшка, я хочу исповедаться и причаститься.
— Ну, тебе же ничего не мешает? – пытаюсь его приободрить.
— Я мусульманин. Но я верю во Христа! Можно я исповедаюсь и причащусь?
— Тебе, для начала, надо креститься.
— Но у меня все родственники – мусульмане…

Он родом с одной из республик, где большинство жителей исповедует ислам, и я понимаю, что решение о Крещении – это колоссальный разрыв и, без сомнения, в его случае – настоящий подвиг. Но как нельзя родиться на половину, так и нельзя без Крещения перейти в Православную веру.

— Тебе, — говорю, — всё равно придется принять какое-то решение.

Беседую я с ним, а внутри – шок и радость. Ну, представьте себе, подходит на исповедь мусульманин и говорит, что верует во Христа! В огласительном слове Иоанна Златоуста на Пасху звучат такие слова, что Господь «и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

— Пусть, — продолжаю, — Твое намерение воплотится в жизнь, и ты, как и хотел, обязательно причастишься. Ведь для Бога нет ничего невозможного, а от твоего решения будет зависть не только твоя собственная Вечность, но и, вполне возможно, вечная жизнь всех твоих родных и близких – пусть они даже сегодня это и не поймут.

Эти две простых истории об одном: Господь открывает дверь любому человеку, жаждущему войти в Его Царство – сначала Земное, затем — Небесное. Кто-то ещё находится здесь, на Земле, кто-то уже перешел в другие, Небесные Чертоги, но Тело-то одно – Христово. И ничто нас не разделяет, и все мы в Нём. Что может разлучить нас?

Только наша гордость и самомнение. Если наше духовное зрение не тренировать, если мы не навыкнем постепенно, то, при переходе в Вечность, где Господь открывается во всей Своей славе, мы не сможем с Ним быть — Его смирение нас ослепит.

Поэтому еще здесь, мы не просто должны начать ходить в Церковь, но, именно жить духовной жизнью. Осознать её необходимость и, где бы мы ни были – на войне или в тылу, наконец-то сделать тот самый, «второй шаг».

* Имя изменено.

Фотографии с командировки протоиерея Олега Хуторского в зону СВО:



Новости, Приходы, СВО