Хабаровск православный Журнал Крещение как просвещение

Крещение как просвещение

maxmediadv

15.01.2015

О смысле праздника Крещения Господня, о традициях и технике нравственной безопасности рассказал руководитель Отдела катехизации Хабаровской епархии иерей Стефан Нохрин журналистам МаксМедиа ДВ.

Крещение – один из самых древних христианских праздников, восходящий ко временам апостолов, и таинство, связанное с преображением, духовным возрождением человека. 19 января в храмы и к иордани приходит множество людей с желанием ощутить благодать и сопричастность древней традиции.

Едины духом

Этот день объединяет верующих и тех, кто не связывает свою жизнь с церковью. Одних привлекает грандиозность, красочность события, других – возможность обрести смысл, третьих – надежда на исцеление. Крещение, как любой религиозный праздник, имеет две стороны: внутреннюю, содержательную и внешнюю, традиционную. Для верующего это неразделимо, он стремится к внутреннему смыслу, а обряд призван помочь в этом. Человек нецерковный часто обращает внимание на внешнюю, обрядовую сторону, потому что она колоритная, яркая, но есть риск за внешнее эффектностью потерять смысл.

Иерей Стефан Нохрин, руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии, считает даже такой интерес к церковной жизни хорошим началом, шагом к обновлению.
– Если человек участвует в этом празднике не ради суетного желания проверить свои силы, не как дань моде и не за компанию, если есть стремление быть в этот день вместе с верующими, разделить их радость, значит в его душе есть религиозный зов. В жизни такого человека произошла встреча с Богом, он это ощутил и способен воспринимать глубокий смысл Крещения. Для тех, кто в начале пути, важен опыт, накопленный церковью за два тысячелетия. А ей есть, что сказать современному человеку. Это подтверждается растущим числом верующих. Мы ввели обязательные беседы перед крещением. Желающих покреститься стало меньше, но увеличилось число людей, приходящих в храм. Они не частые гости, но на больших праздниках у нас. Исповедуются и причащаются. Многие сегодня утратили жизненные ориентиры, испытывают чувство горечи и безрадостности и, не имея почвы под ногами, пишут свою жизнь как черновик. Праздник – это повод прийти и услышать Бога. Это возможность почувствовать единение не только территориальное, но и нравственное, духовное. Когда храм заполнен людьми, понимаешь, что мы – православный народ, и у нас есть ресурс, дающий силу, стойкость и надежду на преображение.

Не купанием единым

19 января – день, когда Христос явился миру как Сын Божий, когда была открыта тайна Святой Троицы, отсюда второе название праздника – Богоявление. Это знак сопричастности Христа земной человеческой жизни, его единения со своим народом и с каждым человеком. Он вместе с нами проходит путь страдания, покаяния и искупления. Крещение – это восстановление образа Бога в себе, единение с Христом, начало осмысления, приведения в порядок своей жизни.

– Поэтому желательно, чтобы 19 января привлекало не только купанием. В этот день вспомните о Боге, помолитесь о близких, себе самом, – говорит отец Стефан. – Купание – это благочестивая традиция, которая не подменяет таинства крещения. Не погружение в иордань само по себе смывает грехи, а обращение к Богу. Приходящий к купели, иордани, должен понимать, что обряд обретает смысл с молитвой, с духовным действием.

information_items_35756.jpg


Великое водоосвящение

На праздник Богоявления, Крещения освящается вся вода. Используется святая вода по потребности. Вода пьется натощак, с просфорой, каждое утро. Когда происходят нехорошие события, болеют близкие, случаются неприятности и пр., можно окропить дом, вещи. Это действие церковное, оно имеет смысл когда есть молитва. Если человек надеется, что она будет работать без молитвы, без обращения к Богу, это не правильное, не духовное понимание, граничащее с суеверием. Не обязательно читать канонические молитвы, можно обращаться к Богу своими словами, с тем, что сейчас хочется сказать.

В Хабаровске много храмов, где можно взять освященную воду. Считается также, что в крещенскую ночь вода в водоемах освящается Духом Божьим. Но неправильно думать, что достаточно просто открыть кран и набрать такую воду. Человек тогда лишается главного – церковного общения с Богом. Если ты далеко, но чувствуешь себя частью церкви, пусть освящение воды совершается не здесь, в другом месте. Ощущение единства с целым, сила моей молитвы, и той, что освящает воду, способны сделать воду из обычного источника святой, потому что она везде святая. Вода не действует механически, ее сила от Бога, а Он действует там, где есть готовность Его принять. Если сердце и душа к этому не готовы, закрыты, Бог и не будет здесь действовать.

Техника не только нравственной безопасности

Во время праздника дежурят специальные службы, которые могут не пустить сразу много народу на лед, и нужно проявить терпение, спокойствие.

– Людям нужно понимать, что существуют меры безопасности, не за все церковь здесь может отвечать, - говорит отец Стефан. – Есть и другая сторона безопасности, нравственная. Часто можно наблюдать картину, когда стоящие в очереди за святой водой люди ругаются. Получается, что человек взял святую воду и в озлоблении ушел из храма. В таком действии нет никакого смысла, теряется дух праздника. Нужно стараться обрести мир в душе. Храм – святое место, если ты уступишь, Господь даст тебе ту благодать, которую ты мог потерять. – Это день для того чтобы помолиться, повод задуматься о том, как мы живем, что может сделать каждый из нас, и верующий, и неверующий, чтобы улучшить качество своей духовной жизни, – продолжает отец Стефан.


Катехизация