Ошибка выполнения запроса! - Duplicate entry '154880848' for key 'PRIMARY'
Хабаровск Православный | Якутская епархия и ее история
Хабаровск православный Журнал Якутская епархия и ее история

Якутская епархия и ее история

10.08.2007

Якутия в составе Иркутской Епархии (1731-1853)

В 1840 г. от Иркутской епархии отделяется и образуется Камчатская епархия во главе с епископами Камчатскими, Курильскими и Алеутскими. В 1853 г. Якутская область отошла от Иркутского епископства и превратилась в викариатство Камчатского архиепископства.

Это было сделано по указу Св. Правительствующего Синода от 27 августа 1852 г. Т.о., с 1731 по 1853 гг. Якутская область являлась частью Иркутского епископства.

В ХVII в., как известно, крещение было добровольным. В ХVIII в. все изменяется. В декабре 1714 г. подписывается указ Петра I сибирскому митрополиту об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, остяков, татар и якутов и о крещении сих народов в христианскую веру. Однако 31 июня 1719 г. появляется другой указ правительствующего сената о некрещении татар и других иноверцев против их воли.

В дальнейшем осуществляется политика всемерного поощрения крещения народов, «пребывающих во тьме неверия», расположения их к уверованию в истинного великого Бога и Спасителя всех людей. Миссионерствующие стали склонять к крещению даже разными подарками. Согласно императорским указам крестившимся они давали медные кресты, рубашки и штаны холщевые, зипуны сермяжные, обувь и рукавицы. Знатным давали кресты серебряные, зипуны суконные и сапоги, кроме того давали и деньги. По высочайшему указу от 3 апреля 1731 г. новокрещенные разных народов получали даже «льготы от платежа подушных денег». Якуты освобождались на 5 лет от уплаты ясака. С 1763 г. льготы несколько изменяются. Подарки деньгами и вещами отменяются (кроме крестов, разумеется), льготы от ясака распространяются на все другие повинности.

Якутскую паству стали посещать Иркутские епископы. Иннокентий Нерунович здесь бывал дважды: в 1735 и 1741- 1744 годах. Бывали в Якутии Софроний Кристалевский (в 1758 г.) и Михаил I Миткевич. Развернулось строительство церквей.

В г.Якутске продолжали действовать каменный Троицкий Собор, с отдельной колокольней и две церкви на посаде. Внутри монастырской ограды функционировали две церкви. В 1760-х гг. на посаде было уже 5 церквей, среди них – Богородская, постройки 1760 г. В 1773 г. была сооружена каменная Богородская церковь. В 1786 г. внутри монастыря была построена церковь во имя Св. Пророка Илии. В ХIХ в. строительство церквей продолжалось. В 1820 г. сооружена Предтеченская каменная церковь, в 1845 г. – каменная Преображенская, в 1851 г. – каменная Николаевская кладбищенская. Эта церковь была построена почетным гражданином и якутским второй гильдии купцом Иваном Яковлевичем Шиловым вместо разобранной двухэтажной деревянной. Она была освящена в мае 1852 г. Иннокентием (Вениаминовым) епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Появлялись церкви и в улусах.

Кроме того в 1844 г. открыты две походные церкви: Николаевская и Благовещенская. В 1848 г. открыта Чаунская Николаевская церковь «в Чукотской земле». Церкви появились и на Охотском побережье: в 1818 г. – Охотская Преображенская и Спасская Гижигинская.

Таковы данные. Однако за точность некоторых дат ручаться нельзя. В литературе они иногда противоречивы. Но главное не в этом. Важно отметить то, что в середине ХIХ в. в Якутске оказалось более 10 церквей, в улусах около 40. Церкви появились в каждом улусе центральной Якутии, бассейна реки Вилюя. Они появились и на далеком Севере – в низовьях Лены, на Яне, Индигирке и Колыме, на побережье Охотского моря.

Соответственно росло и число священно- и церковнослужителей. Можно сказать, что в 1821 г. в области было 2 протоиерея, 38 священников, 6 дьяконов, 27 дьячков и 30 пономарей.

Храмы строились почти всегда «иждивением» прихожан. Одна церковь – Сунтарская во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы – в 1764 г. была построена стараниями одного протоиерея Василия Попова. Жил он, говорится в предании, в селе Сунтаре и крестил якутов. И хотелось ему строить церковь, да не имел он средств. И вдруг представился счастливый случай. Летом девочка-якутка, выгоняя на пастбище скот, наткнулась на множество белых и блестящих кружков, лежавших на взрытом копытами волов месте. И не знала, что это серебряные монеты. Но взяла с собой несколько из них в качестве игрушки. Отец Василий знал из рассказов о существовании клада. Пошел он по указанию девочки на то место. И увидел: в углублении лежало 5 кожаных сум, вырытых копытами состязавшихся волов. В них нашел он 15 пудов серебра на 20 тысяч рублей по тогдашнему курсу. И построил он церковь. Эта церковь в 1854 г. была переименована в церковь Святителя и Чудотворца Иннокентия Кульчицского – первого самостоятельного епископа Иркутского.

 

 

В последней трети ХVIII в. в Якутском заказе создается духовное правление, подчиненное иркутским церковным властям. Оно возглавлялось заказчиком и ведало разросшимися церковными делами огромного края.

 

 

Все перечисленные факторы (подарки и льготы, строительство церквей, умножение числа лиц духовного звания и другие) ускорили темпы крещения иноверцев. Уже в 1733-1741 гг. крестилось 1116 человек. В одном только 1742 г. священник верхневилюйской церкви Григорий Чупров крестил 158 якутов и эвенков. Иркутский епископ Иннокентий II Нерунович в 1735 г. крестил 64 человека, в 1741-1745 гг. – 418 человек. В 1765-1766 гг. веропроповедник Якутского заказа Григорий Ноговицын крестил 247 язычников. В 1767-1769 гг. его преемник Гавриил Ноговицын крестил 838 человек. В 1768-1773 гг. верхневилюйский священник Димитрий Гоголев крестил 1831 человек.

 

 

В конце ХVIII в. началась массовая христианизация населения. В качестве примера возьмем Батурусский улус Центральной Якутии. В 1777 г. здесь было 1626 новокрещеных, в 1795 г. – 2498, 1804 г.- 3779, 1805 г. – 9111, 1807 г. – 10029, 1815 г. – 10629, 1816 г. – 12635 человек. По данным 7-й ревизии (1815 г.) из 76918 ясачноплательщиков-якутов некрещенными оставались только 485 человек. В 1828 г. некрещенных мужчин оставалось 606 человек, женщин 602 (менее 1% от общего числа населения).

 

 

Таким образом в 1820-х гг. завершается христианизацяя народов Якутии. Этой работой, сверхважной и боговдохновенной, занимались священники городов и улусов во главе с управляющими архиереями. Среди них были свои герои-подвижники, «обтекавшие якутский край из конца в конец», внесшие такой вклад, что о них продолжали вспоминать потомки. К ним относили прежде всего протоиерея Георгия (в миру Григорий Слепцов), который умер в Якутске в 1817 г. в сане иеромонаха.

 

 

После него дело распространения и утверждения христианства в северных районах было возложено на его брата – зашиверского священника Михаила Слепцова и на заведующего верхоянским приходом священника Колымской церкви Алексея Слепцова, тоже родственника.

 

 

Быстрое завершение христианизации населения Якутской области не объясняется уровнем его политического, социально-экономического и культурного развития. Народ, проживавший в труднейших природно-климатических условиях, находился на низком уровне развития. Жизненный его уровень был одним из самых низких в стране. Голод и нищета были постоянными спутниками его существования. В этих условиях подарки и льготы сыграли главную роль. Особенно – освобождение от уплаты ясака. И бедные эти люди: якуты, эвенки, эвен и юкагиры, не долго думая, шли к священнику и проходили несложную процедуру крещения – лишь бы освободиться хоть на время от уплаты податей. При этом, как правило, не понимали существа совершенного Таинства, ни нравственной, ни духовной его стороны. Неважно было им и расставанье со своими именами. Словом, они продолжали оставаться теми, кем и были: язычниками и шаманистами. Они не имели представления о догматах принятой веры. И имена продолжали носить свои, исконные. Еще пройдет немало времени, когда установится их вероисповедная общность с православным населением Российской империи.

В христианизации населения Якутской области известную роль сыграл Якутский Спасский монастырь, основанный в 1663 г. рядом с Якутским острогом.

Со временем на месте монастыря несколько семей русских крестьян образовали маленькое селение, а монастырская церковь стала приходской для якутов. Каждую весну здесь собирались якуты наслегов и устраивали праздник, посвященный началу лета – ысыах, тогда же происходила ярмарка, во время которой якуты торговали с купцами, приплывавшими с верховьев Лены. Когда в начале 1850-х годов на этом месте открыли почтовую станцию Иркутско-Якутского тракта, она получила название бывшего здесь монастыря – Покровская.

Другая приписная Успенская пустынь на Камчатке за монастырем числилась до 1720-х гг. включительно. Потом связи с этой далекой страной прервались.

С 1853 по 1870 гг. Якутская область являлась викариатством Камчатской епархии.

Викарными епископами были:
1. Павел (Попов) – 1860-1866 гг. В ноябре 1866 г. переведен в викарии Новоархангельска. С 1870 г. епископ Енисейский;
2. Петр (Екатеринский) – 1866-1867 гг. (уволен по болезни);
4. Дионисий (Димитрий Хитров) – 1867-1870 гг.; Состоял ректором Якутской духовной семинарии в сане протоиерея.

Якутская область – самостоятельная епархия

В 1870 г. образовалась самостоятельная Якутская епархия. Это явилось результатом долголетних усилий Иннокентия Вениаминова. Еще в феврале 1865 г. в своем представлении в Св. Синод он ставил вопрос об учреждении особой Якутской епархии.

В обширном документе он перечислял «неудобства или затруднения в открытии епархии», но больше показывая «способы и удобства». При зтом просил епископов титуловать «якутскими и вилюйскими». Будучи архиепископом Камчатским, в своих письмах к влиятельным лицам обращался с просьбой употребить свое влияние, чтобы самостоятельная епархия была создана. «Это совершенно необходимо, поверьте, Якутская область есть свой мир, где все свое особенное и где, наконец, и служба будет совершаться на своем языке», – писал он однажды в своем обращении к АН. Муравьеву.

Дело продвинулось быстро, когда он стал митрополитом. И 29 марта 1870 г. в Якутске состоялось торжественное открытие самостоятельной епархии. К этому дню от архипастыря и митрополита Иннокентия, сердцу которого Якутская паства всегда была близкой, был получен приснопамятный дар в «благословение граду Якутску и новоучрежденной епархии» – икона Святой Живоначальной Троицы с врезанной в нее в особом серебряном сосуде частицей древа Животворящего Креста Господня.

Приводим список епископов Якутской епархии до Октябрьской революции.

1. Дионисий (Хитров) – 1870-1884 гг. Рукоположен в епископы по рекомендации святителя Иннокентия Вениаминова «как достойнейший и способнейший кандидат». В 1884 г. переведен в епископы Уфимские и Мензелинские. Умер в сентябре 1896 г.

2. Иаков (в миру Иероним Петрович Домский) – 1884-1889 гг. Сын священника с. Семеновки Брацлавского уезда Каменец-Подольской губернии. Родился в 1823 г. В 1845 г. с отличием окончил Петербургскую образцовую духовную семинарию а 1849 г. – Петербургскую духовную академию. Получил степень кандидата богословия. После этого стал учителем Иркутской духовной семинарии. С 1858 г. преподаватель и эконом Томской духовной семинарии. С 1861 г. – инспектор Иркутской семинарии, с I870 г. – ректор Благовещенской семинарни. В 1872 г. получил степень магистра богословия за диссертацию «Русское проповедничество». С 1879 г. ректор Пермской семинарии. С 1883 г. – настоятель Переяславского Троицкого Данилова монастыря во Владимирской губернии. Но в конце того года, в декабре, был высочаше утвержден епископом в Якутск. Хиротонисан в Московском Успенском соборе в январе 1884 г. Умер в Якутске в мае 1889 г., погребен в деревянной церкви Якутского Спасского монастыря.

3. Мелетий (Якимов) 1889-1896 гг. Служил епископом Селенгинским. Высочайше утвержден Якутским и Вилюйским епископом в июле 1889 г. Прибыл в Якутск в сентябре. За службу в мае 1891 г. награжден орденом Св. Равноапостольного князя Владимира второй степени. В октябре 1896 г. назначен епископом Рязанским и Зарайским. Выбыл из Якутска в декабре. Умер в январе 1900 г.

4. Никодим (Преображенский) 1896-1898 гг. Был викарием Иркутской епархии. В октябре 1896 г. назначен Якутским и Вилюйским епископом. В марте 1897 г. прибыл в Якутск. В сентябре 1898 г. ввиду тяжелой болезни был переведен епископом Забайкальским и Нерчинским. Выбыл из Якутска в феврале 1899 г.

5. Никанор (в миру Николай Алексеевич Надежин) – 1898-1905 гг. Сын священника села Брейтова Мологского уезда Ярославской губернии. Родился в 1858 г. Воспитывался в местных духовном училище и семинарии. В 1885 г. окончил Петербургскую духовную академию. В 1885-1888 гг. – преподаватель Виленской семинарии. В 1888-1891 гг. – инспектор Тифлисской семинарии. В 1891-1897 гг. – ректор Томской семинарии. В 1897-1898 гг. – епископ Киренский. Якутским и Вилюйскам епископом назначен в сентябре 1898 г. Прибыл в Якутск в феврале 1899 г. В 1905 г. перемещен епископом Пермским и Соликамским. В феврале 1905 г. покинул Якутск. Умер в Петрозаводске в ноябре 1916 г. в сане епископа Петрозаводского.

6. Макарий (в миру Михаил Михайлович Павлов) – 1905-1909 гг. Сын священника села Бухтармы Томской губернии. Родился в 1867 г. В 1884 г. окончил Барнаульское духовное училище, в 1890 г. – Томскую духовную семинарию. В 1898 г. Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Стал миссионером главного стана миссии в Заречной слободе г.Семипалатинска. В 1899 г. назначен начальником Киргизской миссии. В 1901 г. стал епископом Бийским. Назначен в Якутск в январе 1905 г. Уволен на покой в мае 1909 г.

7. Иннокентий (в миру Александр Пустынский) – 1909-1912 гг. Сын Дьякона Вологодской епархии. Окончил Вологодское духовное училище и семинарию, а 1893 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия В 1895 г. назначен помощником инспектора Новгородской духовной семинарая. В 1897 г. перемещен на таковую же должность в Московскую духовную академию. В 1898 г. стал инспектором той же академии. В 1899 г. назначен членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. В 1900 г. советом Казанской духовной академии удостоен степени магистра богословия за сочинение «Пастырское богословие в России за ХIХ век.» С 1900 г. – ректор Тверской Духовной семинарии. В 1903 г. определен наместником Чудова монастыря. В конце того же года назначен викарием Алеутской епархии. В Якутск назначен в мае 1909 г. Прибыл сюда в августе того же года. В 1912 г. назначен епископом Туркестнаским и Ташкентским.

8. Мелетий (Заборовский) 1912-1915 гг. В Якутск прибыл в 1912 г. В феврале 1915 г. отбыл в Читу – назначен епископом Забайкальским и Нерчинским.

9. Евфимий (в миру Евгений Лапин) – 1915-? Уроженец Тобольской губернии. В 1899 г. окончил Московскую духовную академию, по лучил назначение на духовно-учебную службу в Тобольск. Вначале преподавал в женском епархиальном училище, затем в семинарми. В 1909 г. назначен ректором Томской духовной семинарии. В 1912 г. возведен в сан епископа и назначен викарием Томской епархии в звании епископа Барнаульского. Прибыл в Якутск в марте 1915 г.

С образованием епископской кафедры в Якутске наступает качественно новый период в истории христианства на Якутской земле. Как известно, к середине ХIХ в. крещение жителей этого огромного края в основном было завершено. Но они, «будучи христианами более по имени, нежели по духу, преданы суеверию, сутяжничеству и грубым порокам чувствительности», они еще «дети религии», не знали даже самые простые молитвы. Миницкий, не раз сталкивавшийся с жителями Якутской области, писал, что «якуты, тунгусы, ламуты и юкагиры, исполняя наружные обряды христианской веры, более язычники, ибо преданы великому суеверию и уважают прежних мнимых богов» Ю. Джулиани отмечал то же самое: из перекрещенцев «редко кто исполняет правила, внушаемые нашими священниками. Якуты всегда были убеждены в существовании нечистой силы, и потому самые главнейшие жертвы приносятся всегда дьяволу» То же самое находим и у Н.А. Кострова: в настоящее время почти все якуты крещены; однако, несмотря на это, только немногие из них, и то только жившие между русскими, имеют некоторые основные понятия о христианской вере. Остальные же затем, в особенности живущие в отдаленных и малодоступных местах, все еще придерживаются прежних языческих верований, известных вообще под названием шаманизма«

Поэтому главной задачей священнослужителей являлось «укрепление в истинах веры уже крещенных инородцев».

Выполнению этой задачи была посвящена вся деятельность преосвященных архипастырей-епископов. Они, как главы Православной Церкви в России, ведали всеми духовными делами, коих было весьма не мало. Кроме того они ежегодно совершали объезды церковных приходов огромной паствы. Во время этих объездов, всегда трудных и сложных в холодном крае без удобных дорог, они общались с пасомыми, учили их истинам христианского учения, контролировали деятельность церковных учреждений и церковно-приходских школ, освящали церкви, крестили и венчали, совершали Таинства и молебны, причащали и отпевали, напутствовали тяжело больных. Жители улусов и наслегов всегда и всюду встречали их с благоговением и с большими почестями.

Одновременно с открытием самостоятельного епископства в том же 1870 г. начала деятельность Якутская духовная консистория. Этот высший в области церковный орган, явившийся вместо Якутского духовного управления, вначале помещался в ветхом доме Спасского монастыря. В 1866 г. завершено строительство нового здания около монастыря – «дом высокий, светлый, чистый, просторный, теплый, со всеми удобствами».

Строительство его потребовало много усилий. Не хватало средств. И тут на помощь пришел олекминский почетный гражданин инородец и кавалер Степан Иванович Идельгин, пожертновавший 2 тысячи рублей.

Начал свою деятельность и епархиальный комитет Православного миссионерского общества. В январе 1870 г. по инициативе Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) было открыто Всероссийское миссионерское общество в Москве, охватившее своей деятельностью всю Российскую империю. Оно подразделялось на епархиальные комитеты. Вначале их было 42, потом 56. Их целью являлось содействие православным миссиям в деле просвещения православной верой всех нехристиан России. Среди них Якутия считалась великой миссией.

Открытие Якутского комитета состоялось в торжественной обстановке 10 мая 1870 г. В каменной церкви Спасского монастыря были совершены Божественная Литургия и молебен. После этого духовенство, администрация, граждане города и другие сословия собрались в покоях епископа. Был прочитан устав, высочайше утвержденный 21 ноября 1869 г. Комитет был объявлен открытым. В члены записался 81 чел. Впоследствии число их увеличивалось. 11 мая состоялось общее собрание членов Комитета. Был образован Совет комитета под председательством епископа Дионисия Хитрова. Губернатор стал товарищем председателя. Совет состоял из 70 человек – членов комитета.

Задачи комитета были довольно разнообразны: содействовать распространению и утверждению христианской веры среди инородцев, учреждать школы, распространять в народе книги нравственного и земледельческого содержания, приучать их к ремеслам, рассылать земледельческие орудия и лекарства, изыскать средства для улучшения быта населения.

Средства комитета составлялись из членских взносов членов, частных пожертвований, кружечного сбора по церквам, тарелочного сбора в неделю православия. Собирались деньги и по подписным листам.

Члены комитета ездили в улусы, изучали быт населения, их обычаи и нравы, искали пути их улучшения. При проведении своей деятельности они опирались на поддержку миссионеров (в отдельных местах) и священников. Комитетом выписывались книги и брошюры духовно-нравственного содержания, по земледелию, огородничеству, медицине и т.д. Они рассылались по церквам для распространения среди населения. В 1886-1888 гг., например, разослано по улусам книг разного содержания 522 экземпляра. Священникам ближайших приходов рассылались даже семена картофеля с руководственными правилами. Принимались меры по открытию школ, «переложении» богослужебных книг на якутский язык.

Епархия сегодня

23 февраля 1993 года Святейшим Патриархом. Московским м всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято постановления о возрождении Якутско-Вилюйской епархии на территории Республики Саха (Якутия). Епископом Якутским и Вилюйским (это старинный титул якутских архиереев) определено быть клирику Владимирской епархии архимандриту Герману (Моралину).

17 августа 2004 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было постановлено: Архиепископом Курским и Рыльским назначить Преосвященного Германа, архиепископа Якутского и Ленского. Епископом Якутским и Ленским быть игумену Зосиме (Давыдову), насельнику Свято-Данилова монастыря Москвы.

Источник публикации и фотоматериалов: официальный сайт Якутской и Ленской епархии

Страница Якутской и Ленской епархии на портале «Патриархия.RU»

Биография епископа Якутского и Ленского Зосимы (Давыдова)


Церковь, История