Хабаровск православный Журнал Приготовление к Великому Посту

Приготовление к Великому Посту

02.03.2008

После праздника святого Богоявления христианское человечество начинает готовиться к тому, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение. Христос воскрес после крестной смерти; крестной смерти предшествовала Великая Седмица, еще называемая Страстной. Страстной же седмице предшествует Святая Четыредесятница; вместе они составляют Великий Пост. Это самый строгий пост в церковном году, поэтому Устав Православной Церкви также предусматривает подготовку к нему.

Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Сырная седмица — преддверие Великого поста. Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

В эту последнюю перед Великим Постом субботу Церковь призывает православных христиан почтить «в подвизех просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место, и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой совестью и мирной душой вступить в святое время Великого поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу великих преподобных отцов.

Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих. И естественно, что их память совершается незадолго перед началом Великого поста, потому что «житие постническое» — это просто синоним монашеской жизни, и потому что в житии постническом все, не только монахи, но и миряне, и белое духовенство — все подражают этой монашеской добродетели. Поэтому последняя предпостная суббота — праздник, когда Церковь предлагает особенно, конечно, монахам поучиться у тех, кто прошел этим жизненным путем так, что попал в Царствие Небесное, а также и всем вообще христианам поучиться у монашества тому, в чем состоит монашество главным образом.

Можно заметить, что вся последующая после Недели о страшном суде седмица предполагает сосредоточенную подготовку к должному проведению Великого Поста. И Церковь наглядно демонстрирует это через особый порядок богослужения, в песнопениях, в предписаниях Устава. Но, к сожалению, уже достаточно давно в церковной среде во многом утратился обычай правильно, т.е. воздержно и сосредоточенно, готовиться к Святой Четыредесятнице. Вместо такой, духовной, подготовки, происходит «заготовка питательных веществ» на предстоящий пост, т.е., мы не ограничиваем рацион, а попросту набиваем чрево и услаждаем вкус яствами, не содержащими мяса. Поистине уместно замечание монахини N, автора книги «Плач третьей птицы» (оно высказано по отношению к трапезе монастырской, но изумительно подходит и для отражения ситуации и у мирян-христиан): трапеза многих православных «славится непревзойденным искусством обойти любые ограничения устава, чтобы утешиться едой, приготовленной даже без масла». Что говорить о пище, в которой нет лишь мясопродуктов?

Мало этого. Последняя неделя перед длительным воздержанием проходит в безудержном веселии. Конечно, перед Великим постом уместно и заговеться, и повеселиться, но не утрачено ли давным-давно чувство меры? Вместо умеренности в еде и поступках – объедаемся и участвуем в гульбищах самого сомнительного происхождения, оправдывая свое поведение «исконными русскими традициями». В том то и дело, что мы утратили правильное представление о тех правилах поведения, традициях, которые предписаны Церковью, как любящей Матерью, нам, ее чадам, для того, чтобы безболезненно для тела и души перейти к совершению подвига святого поста. А забавы с языческими корнями, гадания и прочие «штучки» совершенно искренне считаем необходимыми элементами сырной недели.

Между тем, в семьях богобоязненных христиан эта неделя проводилась в умеренности и воздержании. Несколько лет назад архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, отвечая на вопрос о том, как необходимо по-христиански провести масленую неделю, сказал: «Я думаю, что эту неделю перед Великим постом нужно проводить не в поисках всяких кулинарных рецептов, а проводить с духовными размышлениями, которые нам предлагает наша Святая Церковь. Ведь предыдущие седмицы были о блудном сыне и Страшном суде. Они говорили о том, что нужно со страстями бороться, а мы в масличную неделю даем всем страстям волю. Это значит, мы не прислушиваемся к голосу Церкви. И если мы эту неделю проходим в такой бурной, кипучей жизни, предаваясь различным увеселениям, то мы, забываем и о страстях своих, и о Страшном суде. Поэтому нужно вести так жизнь, чтобы не забыть о страстях, заботиться чтобы их искоренить и не предаваться полностью этим страстям. И в то же время думать о Страшном суде, которым Господь будет судить. Опять-таки напоминаю, что нужно прислушаться к голосу Церкви. Если нам непозволительно предаваться излишествам, то значит нужно добиваться скромной и благочестивой жизни. Вот это и будет подлинно здоровый образ жизни».

Поэтому остается лишь пожелать нам всем должным образом подготовиться в течение этой недели к подвигу Великого Поста, чтобы он стал для нас, по выражению творца гимнов Постной Триоди, «постом приятным».

При подготовке к публикации использованы материалы сайтов Патриархия.RU, Завет.RU

Фото: «Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, Богословие